Образовательная область «Познавательное развитие»
Уважаемые родители!
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который пришёл. Он изучает всё как может и чем может – глазами, руками, языком, носом Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория.
Организуйте дома небольшую лабораторию, где вместе с детьми будут проводить опыты. Ведь экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Затрат на приобретение необходимого оборудования никаких.
Вот ведерко, вот совок
Для опыта вам понадобятся: песок, сито, вода, формочки для песка, баночки.
◈ Закрепляем знания о свойствах песка: сухой песок рассыпается, принимает форму того предмета, в который его насыпают, его можно просеивать; мокрый песок становится как тесто, из него можно лепить.
◈ Опыт: возьмите сухой и влажный песок и предложите ребенку поставить эксперимент — из какого песка можно лепить, из какого нельзя? После опыта спросите, почему из сухого песка нельзя лепить? А что же можно делать с сухим песком? (Насыпать его в бутылочку, баночку, просеивать через сито.) Отметьте, что он принимает форму емкости, в которую его насыпали. А из влажного песка слепите пирожные и обыграйте их: угостите кукол, продавайте в магазине кулинарии и т. п.
◈ Закрепляем: положите изделия из песка сушить. Спросите, почему они опять рассыпаются?
◈ Каждый день на прогулке спрашивайте: «Можно ли сегодня лепить из песка или нет, почему?». (Ярко светит солнце — песок сухой; его намочили или шел дождь — песок влажный.) А как при ярком солнце сделать песок влажным? Как сохранить песок сухим при дожде? Размышляйте! Поощряйте своего юного лаборанта.
Огород на окошке
Для опыта вам понадобятся: семена овса (замоченные заранее), укропа, петрушки, лейка, вода, палочки, грабельки.
◈ Опыт: предложите ребёнку помочь вам посадить семена. Покажите последовательность посадки: насыпьте землю в ящик, разровняйте ее, сделайте бороздки глубиной 2-3 см и т. д. (поощряйте ребёнка за его старания). Затем полейте посаженные семена. Поиграйте в словесную игру «Что сначала, что потом?» (восстановите последовательность посадки).
Чиполлино
Помогаем ребёнку понять, что для роста растений нужны свет, вода, земля
Для опыта вам понадобятся: луковица, банка или стакан с водой.
◈ Опыт: скажите ребёнку, что сейчас вы посадите луковицу в банку с водой и будете наблюдать за тем, как растёт зелёный лук. Поставьте банку на окошко, на свет. Каждый день наблюдайте за тем, как у луковицы появляются корешки и перья лука. Отметьте, что корешки «пьют воду» и ее становится меньше, поэтому воду нужно доливать.
◈ Когда из луковицы появится первое перо, сделайте простые схематичные зарисовки. Их лучше оставить там же на окне.
◈ Закрепляем: предложите ребёнку самому нарисовать лук с перьями. Если не справляется, помогите ему. Спросите, что нужно для роста лука? (Свет, вода.) Нарисуйте два кружочка (жёлтый – свет, синий – вода) или солнце и капельку.
◈ Срежьте перья лука и положите их в салат, суп. Ребёнок будет есть их с большим удовольствием, поверьте.
Воздушный полет
Для опыта вам понадобятся: воздушный шарик, пёрышко, листочек, кусочек ватки, мяч, кубик.
◈ Опыт: предложите ребёнку поиграть с предметами. Мяч, кубик бросать вверх и смотреть, как они быстро падают. Пёрышко, кусочек ватки, листочек можно сдуть с руки и понаблюдать, как они медленно и плавно падают. Поразмышляйте, почему все предметы падают вниз? Почему одни падают плавно, другие — быстро? Скажите, что земля, как магнит, притягивает их.
Образовательная область «Речевое развитие»
Выучите детьми стихотворение
Вот ведерко, вот совок.
Я иду играть в песок.
Напеку я без пеней
Пирогов и куличей.
А из камешков — печенье.
Вот какое угощенье!
Это все не для ребят,
Это куклы все съедят.
◈ Поиграйте в словесную игру «Быстро – медленно»: быстро упадет... (мяч, кукла и т. д.); медленно упадет... (перышко, вата, пух и т. д.). Ребёнок должен перечислять сам! Ну а если он захочет бросить вверх подушку, разрешите ему. Однако подчеркните, что бросать вверх такие предметы, как молоток, стакан, вилка, опасно.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Любопытные краски
Для опыта вам понадобятся: краски, кисть, тряпочки, баночка с водой, палитра (можно использовать дощечку) для смешивания красок.
◈ Опыт: скажите ребёнку, что краски любят смешиваться для того, чтобы получились новые цвета. Например, если смешать красную и желтую, получится оранжевый цвет. Отметьте, что кисть нужно хорошо промывать и слегка вытирать тряпочкой.
◈ Какой цвет получится, если смешать синюю и желтую краски (зелёный), красную и синюю (фиолетовый), белую и чёрную (серый)? Экспериментируйте вместе с ребёнком, у вас могут получиться бирюзовый, малиновый и многие другие цвета. Неважно, если не каждому цвету, вы найдете название. Важно получить удовольствие от смешивания красок.
◈ Закрепляем: поиграйте в игру «Краски». Спросите, что бывает красного (жёлтого, зелёного, синего) цвета? Поощряйте за интересные ответы (красные листья, голубое небо и т. д.). Можно поменяться ролями — теперь отгадываете вы. Можно попробовать нарисовать картинку только жёлтой краской (песок, солнце, цыплёнок, одуванчик и т. д.).
◈ Нарисуйте радугу, вспомните, как получить промежуточные цвета (оранжевый, зеленый, голубой и фиолетовый)
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Вашему ребёнку доставит большую радость, если вы поиграете с ним в научно – исследовательскую лабораторию.
Для игры вам понадобятся: синтетическая ткань типа полиэстера (полиамида), бумага, ножницы, блюдце, спички.
Покажите кусок ткани и лист бумаги. Предложите их разрезать, смять, намочить, поджечь, свернуть, сделать кораблик.
◈ В ходе игры - эксперимента путем сравнения ребенок сам выявит различия в свойствах материалов. Ткань не шуршит, не сжимается в комочек, не распадается после намокания, плавится от огня (если она синтетическая). Бумага же размягчается после намокания, горит и превращается в пепел, сжимается в комок и т. п.
◈ Сделайте из бумаги поделку, а из ткани сшейте мешочек. Образовательная область «Физическое развитие»
Для развития мелкой моторики рук, ловкости ребёнка, поиграйте с ним в игру - соревнование «Кто быстрее».
Поставьте на стол два стакана, наполненных одинаковым количеством риса, возьмите себе и дайте ребёнку столовую ложку. По сигналу нужно ложкой пересыпать рис из наполненного стакана в пустой. Кто первый пересыплет, тот и победил! Постарайтесь сделать так, чтобы победил ребёнок. Это поможет развитию у него чувства уверенности в себе.