Образовательная область «Познавательное развитие»
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Сейчас для ребенка идет период становления личности, который имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.
“Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом”.(С. Михалков).
В основе этого сложного процесса лежит развитие чувств. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.
Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Детям нужно объяснить, в честь кого они воздвигнуты памятники. Ребенок должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы.
Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.
И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.
Дидактическая игра «Самое дорогое».
Ход игры:
Родной край есть не только у нас, людей, но и у животных. Когда человек находится далеко от родной земли, она скучает по ней. А теперь представьте, что вам пришлось оказаться вдали от родного дома. Чтобы вы хотели получить от мамы и почему именно это?
Ребенок обосновывает свой ответ.
Дидактическая игра «Народные жемчужины».
Ход игры:
Скажите начало пословицы, а ребенок заканчивает или дайте произвольный набор слов с известной пословицы, а ребенок составит их правильно:
- Человек без Родины — как птичка без крыльев.
- Каждому мила своя сторона.
- Где родной край, там и под елью рай.
- Тот родину любит, кто ей служит.
- Родина славит тех, кто трудится.
- В родном доме и вода сладкая.
Образовательная область «Речевое развитие»
Прочитайте ребенку стихотворения:
В. Степанова « Если долго-долго-долго…»
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда и леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая,
Наша Родина Большая,
Необъятная страна.
Загадайте ребенку пословицы и поговорки:
Образовательная область «Физическое развитие»
Совместно с ребенком проведите физминутку:
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось,
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели,
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот!
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем,
Верх и вниз, верх и вниз,
Приседать не торопись,
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
Пальчиковая гимнастика «Край родной»:
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
(хлопок, кулачок)
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы...
На твоих церквах старинных
Вырастали дерева.
(поочерёдно загибать пальчики)
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка – Москва.
(сгибать, разгибать пальчики)
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Д/и «Узнай наш флаг»:
Покажите ребенку флаги других стран, на которых есть такие же цвета, как на нашем флаге (например: Чехия, Югославия, Словения, Хорватия).
Пусть ребенок правильно определит флаг нашей Родины!
Игра: «Рассели животных».
Ребенок из предложенных животных выбирает только тех, кто живёт в России.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» |
- Предложите, ребёнку нарисовать природу, любимые места города и т. д.
- Совместно с ребенком нарисуйте Российский флаг:
(Назовите цвет первой полосы (белый,) назовите цвет второй полосы(синий), назовите цвет третьей полосы (красный.) Белый цвет – это цвет мира, чистоты и мудрости. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Синий цвет – цвет неба, воды, моря – символ свободы и веры, верности. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее. Красный цвет – это цвет силы и мужества. Мы все любим нашу страну и гордимся ею).